Средства обучения и воспитания

Средства обучения
1. Оборудование ОУ — учебные помещения, мебель, карты, доски, тетради и т.д.
2. Учебно-лабораторное оборудование — учебные кабинеты, мастерские, физкультурный зал, кабинеты информатики и пр.
3. Учебно-производственное оборудование – кабинеты специальных дисциплин.
4. Дидактическая техника — технические устройства, компьютеры, телефон, факс, модем и др.
5. Учебно-наглядные пособия — плакаты, карты, схемы, кинофильмы, слайды, фонозаписи, муляжи.
6. Организационно-педагогические средства — учебно-программная документация, учебные планы, программы, экзаменационные билеты, карточки-задания, тесты, учебные пособия, методические указания и др.

Средства воспитания
Традиционно в качестве средств воспитания рассматривают объекты       материальной и духовной культуры, которые используют для решения воспитательных задач, соблюдая следующие условия:
1) с данным объектом связана информация, необходимая для развития внутреннего мира личности воспитанника;
2) информация об объекте выделена как предмет освоения в образной, наглядно-действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме;
3) объект вместе со своей информацией включен в общение и совместную деятельность воспитателя и воспитанников.

1.Общение как средство воспитания
а) непосредственное, в форме прямых контактов учителя и обучающегося, индивидуальные беседы;
б) опосредованное, проявляющееся в том, что педагог направляет свои воздействия не на воспитанника, а на знания, которые тот должен усвоить, на качества личности, которые он должен сформировать, на ценности, в которых он должен определенным образом сориентироваться.
классные часы, праздники и мероприятия.
2. Учение как средство воспитания
Учение как деятельность студента, в результате которой он усваивает знания, формирует умения и навыки, выступает одним из ведущих воспитательных средств, обеспечивая целенаправленное формирование отношения студента к предметам и явлениям окружающего мира. В ходе обучения воспитывающее влияние на студентов оказывают содержание изучаемого материала, формы и методы учебной работы, личность учителя, его отношение к ученикам, учебному предмету и всему миру.
3.Труд как средство воспитания
Воспитательная сила труда заключается преимущественно в том, что достижение его цели и удовлетворение вследствие этого какой-то потребности влечет за собой появление новых потребностей.
4. Игра как средство воспитания
Используется как в урочной так и во внеурочной системе, организуется в форме проведения разного рода игр: организационно-деятельностных, соревновательных, сюжетно-ролевых.
5. Социально-значимые мероприятия как средство воспитания
6. Ученическое самоуправление как средство воспитания