«Эффективное общение»

29 ноября педагоги-психологи Центра психолого-педагогической помощи: Барабанова Т.С. и Ярцева О.С. провели в группе 1ОРУМ-18 беседу «Эффективное общение».

Подростковый возраст – период, когда потребность в общении со сверстниками становится одной из основных потребностей. И хотя стремление иметь друзей отмечается и в более ранних возрастных периодах, в подростковом возрасте эта потребность приобретает новое качество — и по содержанию, и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни подростка, т.е. в его переживаниях и мыслях.

В этот период наиболее значимо групповое общение, общение в компании сверстников. Принадлежность группе играет существенную роль в самоопределении подростка и в определении его статуса в глазах сверстников.

Группа создает особое чувство – «чувство мы». Желание добиться признание со стороны сверстников приводит к тому, что подросток стремиться соответствовать их требованиям, что в свою очередь оказывает серьезное влияние на его нравственное развитие. Особенно на поведение подростка начинают влиять нормы, стихийно складывающиеся в группе сверстников.

С развитием группового общения связана одна из наиболее сложных проблем подросткового возраста – проблема отверженности. От полного одиночества следует отличать «квазиодиночество» — чувство, которое переживают многие подростки.

С утверждением себя, своей позиции среди сверстников часто бывает связано также стремление любой ценой утвердить свое лидирующее положение, которое может принимать достаточно уродливые, а временами и опасные формы.

Столкновение норм принятых в группе сверстников, с требованием взрослых не редко становиться причиной подростковой лжи. Подросток ценит группу сверстников и поэтому ведет себя так, как та ожидает от него, но при этом он не хочет огорчать взрослых или же боится наказания, поэтому обманывает их.

Общение подростка со сверстниками, влияние, оказываемое на него группой, во многом зависит от его представления о себе и отношения к себе, поэтому, работая с подростками в группе, важно следить не только за групповым процессом, но и отслеживать самочувствие и переживание каждого подростка